Нажмите Enter, чтобы посмотреть результаты, или нажмите Esc для отмены.

Новое в законе о канадском гражданстве: Bill C-24

Bill C-24 — законодательный акт о внесении изменений в канадский закон о гражданстве — принятый в июне 2014, значительно ужесточает политику Канады в отношении гражданства. Правозащитники бьют тревогу, будущие и даже нынешние иммигранты серьезно задумываются о том, насколько при этом ухудшится их личная ситуация.

Что поменялось

Вот тут можно прочитать конспект изменений (на английском). Перечислим самые значительные из них:

  • Чтобы получить канадское гражданство, надо будет прожить в Канаде 4 года из 6 (вместо прежнего правила — три из четырёх). При этом засчитывается только физическое присутствие в Канаде, не менее 183 дней в каждом календарном году, только в статусе permanent resident. Не идут в зачет годы, прожитые на территории Канады до получения постоянного статуса, будь это учёба, работа по временной визе или ожидание статуса беженца.
  • Экзамен на знание одного из государственных языков Канады, а также тест на знание Канады теперь должны будут сдавать все кандидаты в возрасте от 14 до 64 лет (раньше это требование распространялось на возрастную группу от 18 до 54 лет).
  • Новое обязательное требование для постоянных резидентов: выполнить все обязательства в отношении налогообложения своих доходов за последние 4 года.

Не все изменения призваны усложнить получение гражданства. К примеру, постоянные резиденты Канады, служащие в Канадских вооруженных силах (хоть их и немного), будут иметь преимущество при получении гражданства — им достаточно будет прослужить только 3 года, чтобы получить право подавать заявление. Но ограничений все-таки больше. Еще одно новшество — запрет на иммиграцию лицам с судимостями за рубежом. Тем же, кто предоставлял неверные сведения о себе при получении гражданства, грозит теперь не символический 1,000-долларовый штраф, а внушительное денежное наказание в размере ста тысяч долларов и до пяти лет (вместо одного года ранее) заключения в тюрьме.

Все вышеперечисленное, хотя и не может радовать потенциальных иммигрантов и граждан, все же не выглядит чем-то революционным или недостижимым. А теперь о том, что вызывает больше всего споров, вплоть до обвинений в нарушении прав человека.

Граждане второго сорта?

Согласно поправкам, теперь в Канаде есть два вида правил — одно для исключительно канадских граждан, второе — для граждан Канады, обладающих вторым гражданством. Последние могут лишиться своего канадского гражданства в случае, если выясняется, что они были (или являются):

  • вовлечены в военные действия с Канадой в составе армии или вооруженной группировки;
  • осуждены или обвинены в криминальных действиях, таких как государственная измена, шпионаж и терроризм, либо на территории Канады, либо за ее пределами.

Кроме того — и это не менее важно — существенно меняется и порядок рассмотрения заявлений. Если до сих пор этим занимались иммиграционные судьи, то теперь обрабатывать заявления и принимать решения о предоставлении гражданства будут чиновники министерства иммиграции. Сторонники закона (а выдвинут он был от партии консерваторов) считают, что это серьезно ускорит процесс принятия решений по заявлениям: через пару лет сроки рассмотрения удастся снизить с нынешних трех лет до одного года.

Противники — представители организаций по защите прав человека — собираются опротестовывать новый закон в Верховном Суде Канады как антиконституционный: «Давать полное право отзыва гражданства в руки министра иммиграции — это больше похоже на диктатуру, чем на ту демократию, которую мы строим в Канаде».

Нет возможности предстать перед судом — значит, повышается риск предвзятости и использования закона в политических целях. «Для того, чтобы быть признанным шпионом», — аргументируют правозащитники, — «иногда достаточно быть просто несогласным с правительством». «Весьма вероятно, — добавляют они, — что отдельные меньшинства, которые после трагедии 11 сентября уже оказались под пристальным вниманием служб безопасности, могут подвергнуться не менее пристальному рассмотрению теперь уже и со стороны иммиграционных служб».

Негодование вызывает у правозащитников и возможность лишить гражданства тех, кто был обвинен или осужден за преступления за пределами Канады. «Мы с вами знаем, насколько липовыми могут быть обвинения, особенно в странах, где судебная система погрязла в коррупции». Ответ министра по делам иммиграции Криса Александера такой — на самом деле, при принятии решения о лишении гражданства будет применяться гибридная модель: министр станет принимать решение в большинстве случаев, а Верховный Суд — как раз в тех случаях, когда речь идет об организованной преступности или нарушениях, связанных с преступлениями против государства.

Буря эмоций прокатилась и по канадским СМИ, и по социальным сетям. На сайте change.org петицию под красноречивым названием «Остановите Bill C-24! Не превращайте миллионы канадцев в граждан второго сорта!» подписали десятки тысяч человек.

Как это будет работать

Закон официально вступил в силу, но большинство положений, о которых говорилось выше, будет действовать с 2015 года. Соответственно, на данный момент пока не внесены изменения в подзаконные акты, которые обеспечивают выполнение положений закона о гражданстве. Для того, чтобы положения закона начали действовать, соответствующие изменения будут внесены в regulations (законодательный регламент), departmental policies (руководящие документы высокого уровня) и operation manuals (документы-инструкции, которыми руководствуются на рабочих местах иммиграционные чиновники при принятии решений по заявлениям). Анализ этих документов в будущем поможет понять, как именно поправки будут применяться на практике.

Кроме увеличения сроков для подачи заявлений и выделения граждан Канады «второго сорта» многих настораживает закрепленное законодательно «намерение проживать в Канаде». «А если я надолго уеду учиться или работать за пределы Канады?» «Неужели нельзя будет на пенсии уехать в тёплые края под угрозой лишения гражданства?» — такие вопросы нередко встречаются в обсуждениях. На самом деле уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в подобных случаях массового лишения гражданства не будет — юридически доказать отсутствие намерения проживать в Канаде крайне проблематично, если вообще возможно. В иммиграционном законодательстве подобная ситуация сложилась с иммиграцией по провинциальным программам — кандидаты в заявлениях подтверждают своё намерение проживать в провинции, но тем не менее потом меняют место жительства. Хотя Хартия Прав и Свобод гарантирует им такое право, формально можно было бы воспользоваться неверно предоставленными сведениями как предлогом; однако же на практике это никогда не делается именно потому, что доказать это практически невозможно — намерения могут ведь и измениться, и нет закона, который бы это запрещал. Кроме того, есть и другие, не менее существенные обстоятельства, позволяющие сделать такой вывод.

Зачем Канаде такие законы

Канада нуждается в изменении иммиграционных законов — с этим согласны все. Существующее до нынешнего момента законодательство (которое серьезно не менялось с 1977 года) оставляло слишком много лазеек для «любителей халявы» — тех, кто приезжал в Канаду лишь за гражданством и паспортом, и потом спокойно отбывал в родные пенаты. Другая уловка — автоматическое предоставление гражданства ребенку, рожденному на территории Канады — привлекла в страну множество «туристок для гражданства»: беременных женщин, которые приезжают в страну на несколько месяцев, чтобы родить канадца. Этот вопрос не последний среди тех, что в настоящее время стоят на повестке дня.

Вполне понятно, почему новый закон вызывает недовольство у иммигрантов; однако необходимо помнить, что его приоритетная задача — защита интересов государства в целом, а не конкретных социальных групп (граждан или постоянных резидентов). Как это часто бывает, непопулярная в краткосрочной перспективе мера призвана добиться результатов на государственном уровне в будущем.

Другой вопрос, насколько эффективно решает эти проблемы новый закон. В своих комментариях СМИ Крис Александер отметает всю критику закона как голословную, строящуюся на бизнес-интересах юристов, которые «всегда рады случаю покритиковать действия, направленные на совершенствование и укрепление иммиграционного законодательства». «Слишком легко, — говорит министр, — по сравнению с множеством других государств удавалось всем желающим стать канадским гражданином. Пора всем вспомнить о том, что гражданство — это привилегия, которую надо заслужить, и обязанности, которые необходимо выполнять».

Комментарии

Оставить комментарий

Lawpoint

иммиграция и визы в Канаду
работа с отказами | апелляции

http://www.lawpoint.ru